18.09.2008

Статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» распространила к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Таким образом, со дня вступления в силу данного закона (22 января 2005 г.) все рабочие общежития утратили статус таковых автоматически в силу прямого указания закона (подробнее см. «ДА», 2007 г., №№ 11, 12, 16, 17).

Эта законодательная новелла послужила основанием для споров о том, возможно ли в связи с этим снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях (по Жилищному кодексу РСФСР – нуждающихся в улучшении жилищных условий) граждан, принятых на учет до вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.)?
Дело в том, что проживание в общежитии в силу п. 5 ст. 29 ЖК РСФСР было самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, причем независимо от обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи (например, в г.Москве см. пп. «д» п. 6 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве», утвержденных решением Исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30.11.84 г. № 3365, и последующие правовые акты).
Должностные лица органов исполнительной власти полагают, что изменение статуса бывших общежитий и жилых помещений в них позволяет распространять на жильцов нормы об обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи как предусмотрено законодательством для жильцов по договору социального найма. В связи с этим, очередникам - жильцам бывших общежитий, имеющим обеспеченность менее учетной нормы постановки на жилищный учет (например, в г.Москве более 10 кв. м площади жилого помещения на каждого члена семьи для отдельных квартир и более 15 кв. м – коммунальных) сообщают о немедленном и безусловном снятии с жилищного учета при заключении с ними договора социального найма либо передачи жилого помещения в их собственность (приватизации).

Такие разъяснения незаконны, поскольку в этой ситуации нет правовых оснований для снятия жильцов бывших общежитий с учета нуждающихся в жилых помещениях, причем по нескольким причинам.

Первое. Исчерпывающий перечень оснований снятия с учета содержится в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. К ним относятся:
1) подача заявления о снятии с учета;
2) утрата оснований, дающих гражданам право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявление в представленных гражданами документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Этим гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом вышеприведенных положений.

Соответственно, утрата такими гражданами оснований, дающих право состоять на жилищном учете (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ), вообще не является основанием для снятия их с учета нуждающихся.

Таким образом, гражданин, принятый на учет до вышеназванной даты, не может утратить основания на получение жилого помещения в связи с изменением условий, дающих такое право в связи с изменением законодательства. Изменение законодательства не может лишать граждан права на улучшение жилищных условий, которое они не реализовали, будучи признанными нуждающимися. Иное было бы умалением конституционного права на жилище и несправедливым.
Второе. Частью 2 ст. 56 ЖК РФ установлен пресекательный срок снятия граждан с учета нуждающихся, истечение которого давно привело к невозможности снятия с учета по описанным основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета должны содержать основания снятия с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия.

Следовательно, даже если согласиться с возможностью снятия жильцов бывших общежитий с жилищного учета из-за изменения законодательства, то срок принятия этого решения в любом случае пропущен, т.к. распространение на таких граждан норм о договоре социального найма (утрата жилым домом статуса общежития) состоялась 22 января 2005 г., и для снятия с учета уже истек не только месячный, но даже общий срок исковой давности.

Третье. Даже высокая имущественная обеспеченность не является основанием снятия с учета граждан, принятых до 1 марта 2005 г.

Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. гражданину требуется получить статус малоимущего, в процедуре присвоения которого учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Как уже отмечалось, утрата принятыми на учет до 1 марта 2005 г. гражданами оснований, дающих право состоять на жилищном учете, не является основанием для снятия их с учета нуждающихся.

К тому же, законодательство не позволяет ни пересматривать решения о постановке на жилищный учет в связи с изменением законодательства (в т.ч. статуса жилья либо обязательности признания малоимущим), ни снимать с учета по этим основаниям.

По имеющейся информации, в г.Москве и Московской области не принималось решений о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан – жильцов бывших общежитий в связи с рассмотренными изменениями законодательства.

Е.А. Бобров, ассистент кафедры гражданского процесса
и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина,
руководитель Правозащитной организации «Восход