Депутату Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Хованской Г.П. Уважаемая Галина Петровна!

Согласно абз. 1 преамбулы, ст.ст. 1, 2, 11, 18 Закона РФ <О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации> от 04.07.91 г. ? 1541-1 (в ред. от 29.12.2004 г.) правом на' бесплатную передачу в собственность граждан занимаемых жилых помещений, ранее находившихся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, обладают лишь граждане, чьи помещения находятся в государственной либо муниципальной собственности. На практике получается, что граждане, чьи помещения перешли в собственность правопреемников предприятий и учреждений уже заселенными, права на приватизацию занимаемых жилых помещений не имеют. Между тем, прямого запрета на такую бесплатную передачу в собственность (приватизацию) действующим законодательством не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Более того, из содержания п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ <О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации <О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации> от 24.08.93 г. ? 8 косвенно усматривается возможность приватизации гражданами жилых помещений, перешедших в собственность предприятий и учреждений уже заселенными. Разумность такого подхода может быть обусловлена конституционным принципом равноправия граждан по признаку нахождения жилья в той или и ной собственности (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ), что не нарушает ни одну из шести конституционно значимых целей, для достижения которых допускается ограничение жилищных прав граждан (ч. 1 ст. 3 ЖК РФ).

Действительно, было бы явно несправедливым лишение права на бесплатную передачу в собственность граждан занимаемого жилого помещения, перешедшего в собственность предприятия или учреждения в процессе его акционирования (в большинстве случаев -незаконно) или иных сделок уже заселенным, лишь по причине нахождения жилья в собственности соответствующего юридического лица, а не на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (что предусматривается вышеназванным Законом).

Просим Вас, уважаемая Галина Петровна, разъяснить, допускается ли с учетом принципа аналогии закона бесплатная передача в собственность граждан жилых помещений, перешедших в собственность предприятий или учреждений уже заселенными?

С уважением, Руководитель Е.А. Бобров Руководителю. Правозащитной организации "ВОСХОД" Е.А.Боброву 140185, Московская обл. г. Жуковский, ул. Комсомольская, д. 1, офис 47 В ответ на Ваше обращение в Государственную Думу ФС РФ от 21.12.2005 г. ? 953 сообщаю, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.2001 года ? 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, должны быть переданы в муниципальную собственность *в порядке,установленном законодательством.

Согласно части 2 статьи 14 ЖК РФ в субъектах Российской Федерации -городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного считаю, что статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" может применяться к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае, если общежития переданы в ведение органов государственной власти Российской Федерации применение статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возможно по аналогии закона.

Статья 7 ЖК РФ предусматривает, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В то же время считаю, что передача общежитий в ведение органов государственной власти Российской Федерации нарушает требования статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 года ? 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"

С уважением Г.П.Хованская